Сразу к делу.

Алексей Курятников. "Апчхи!". Глава 1
После "Нины" и "Пети" вдруг такая смена темы - с фантастической на бытовую. Но мотив абсурда всё же сохраняется.
Доставляет удовольствие внешний вид официантки суши-ресторана (между прочим, эпизодической героини) - халат, имитирующий юкату, и пояс, типа оби, с рисунком бутылки и стакана. Бутылки водки, видимо.

Странно, что редакция пропустила в печать мат. Заменили хотя бы на разговорное "не дрейфь!" или "не трясись!" Всё-таки рейтинг выпуска 16+.


Какеру Фуиджо. "Абсурдная история"
Милая, приятная девичья история в привычном духе сёдзё.
Сделать русских художниц метущимися и нерешительными типичными героинями девичьих романов - любопытный ход скрестить реальность и клише. Тем более что даже неожиданно упоминается реально существующий сайт Selfmanga.ru.

Ротспетч. "Scum"
О, немой сингл! Работы без текста редко публикуются, поэтому тем интереснее посмотреть, как удалось автору реализовать свой замысел в более сложной форме. Да, в более сложной, чем с помощью привычного сочетания графики и текста. Рассказать историю без слов - всё равно что заварить чай одной рукой. А уж на экологическую тему в фольклорно-фантастическом исполнении...

Елена Франкен. "Три истории"
"Zoo" и "Прилив для вишни" - коротенькие синглы ужасов. Если "Зоопарк" - комический хоррор со счастливым концом, то история про девушку Сакуру и море драматична и закончилась ужасно. Это первая и третья истории, а между ними - "Нулевой трек". Он сильно выбивается, и даже кажется: он нарисован другим автором. Впечатление вызвал неоднозначное. С одной стороны, подростковый максимализм в трагичном самовосприятии: "Я аномалия этого мира". Ха, а ты попробуй справиться с куда большей "трагедией": "Я обыкновенный как другие 7 миллиардов людей - нафиг я такой нужен?". Глубокий экзистенциальный кризис для "нарцисса" обеспечен. С другой стороны, понравилось восприятие героем музыки, творчества как того, что наполняет пустоту существования. Действительно, процесс творчества - это один из мощных смыслообразующих факторов жизни.

Влада Аксенова. Повелители потоков. Глава 2
Вот эту работу стоит публиковать не по одной главе, а побольше и побыстрее. Потому что действие развивается не торопясь, уже вторая глава закончилась, а толпа персонажей всё ещё толчется на собрании кланов и всё никак не договорятся. Или всё действие комикса так и пройдет вокруг источника? Милая, девичья история, вся пока проходящая в разговорах разного тона и в одном месте, заслуживает того, чтобы не просто читать-читается, но чтобы и сопереживание читателя наконец включилось.

Асакон Инк. "Легенды Ануэ". Глава 2
Та же проблема у читателя, что и с предыдущей работой - читается хорошо, а катарсис пока не включается. Первая глава дала надежду, что сюжет будет о перемещении между мирами, причем разрушающимися мирами. Но вторая глава надолго и прочно поселила героев в унылой пост-апокалиптической антиутопии. Интерес читателя держится на собравшейся случайно разношерстной компании персонажей.
Со стороны автора предусмотрительно каждую главу завершать лаконичным профилем какого-либо персонажа - в комиксе эта базовая информация о героях не подается. А очень эффектно узнать, что эта ходячая штука с маской слесаря вместо лица - живой человек, которому всего 17 лет.

Такара Арт. "Наследие краснокожих". Главы 1 и 2
О, вот это находка! Отменная графика - похоже, художница рисовала не один год, чтобы рисовать хорошо и подгонять под сюжет, под эмоции. И сюжет обещает быть интересным - "Иванушка-дурачок по своей глупости вляпался в..." Добавьте сюда комическую ситуацию знакомства с непонятно кем, но кем-то привлекательным. Такая вот "мнимая принцесса" - причём про "принцессу" Глеб сам выдумал, не удосужившись спросить напрямую. (Хотя... спросить напрямую... Да, всё-таки Глеба понять можно.) И действие происходит на фоне лёгкой антиутопической России. Пугает, что Такара Арт непостижимо предсказала моду среди парней на частичное сбривание головы, а также - о, ужас! - блокировку интернет-ресурсов в целях цензуры. Лет пять назад такое и представить было невозможно.
Не удовлетворившись парой глав, впервые после прочтения бумажной манги полезла в интернет - может, онлайн есть продолжение? И поджидал приятный сюрприз - не то что "Наследия краснокожих", упоминания Такары Арт в сети нет. Возможно, художница выкладывает работы онлайн, но под другим псевдонимом. И хочется надеяться, что "Наследие" закончено или хотя бы собирается быть законченным.

Драйк и Натанэ Сеуджи. "Г.У.Л."
Грустная притча про то, что прогресс не избавляет от простых человеческих слабостей - страха и неблагодарности. Радует, что в альманахе появляются и такие работы на социально-футуристические темы.

Демиро и Воевода. "Очиститель". Глава 3
На первой странице Глеб читает книгу "Язычество Древней Руси" - сразу видно студента исторического факультета. Образ Ленки пугающий и совершенно несимпатичный. В целом, сюжет и графика остаются очень суровыми, как в предыдущих главах, совершенно не для развлекательного чтения.

Доктор Зефир. "Небесное поколение". Глава 1
Комичность начинается уже с эпиграфа главы - "Не Газпром, но мечты сбываются!"
Комичность усиливает решение автора изображать бога легкомысленным мальчишкой без нижнего белья. Вдобавок, автор выдумывает блестящие фразы: "Мать моя Джигурда, а отец Моисеев!", "Ипать-ворчать!", "Во имя хризантемы, когда это кончится?" и др. Отличная, кстати, альтернатива общепринятым эвфемизмам - самим придумать эвфемизмы. Сюжет только начинает развиваться, поэтому сказать что-то более конкретное, чем что это молодежно-фантастическая комедия, пока нельзя.

Тори и Лиса Клауд. "Монетка"
Совершенно невеселая современная сказка с абсолютно несказочным героем. У такой современной сказки и не должно быть сказочного финала. Хотя, может, бородач решил подарить другому волшебный предмет специально, чтобы другой достиг успеха? Даже так - конец всё равно не волшебный. Что и понятно, это сказка про реальность, а не про "тридевять земель".

Яна Айдо. "Я - Дед Мороз". Главы 2 и 3
Новогоднее чтение в разгар лета продолжается! Автор дала главам литературные названия: "Преступление и наказание", "Капитанский сын". Комикс обеспечивает лёгкое, непринуждённое чтение.

Артём Сергиенко. "Истинный герой"
Вначале впечатление не самое лучшее - опять битва, опять супергерои, к тому же боевая сцена растянута. Но развязка и финал заставляют чуть ли не поперхнуться. Может, автор намеренно растянул основную часть и заполнил её клише, чтобы конец застал читателя врасплох? Одна из лучших работ выпуска.

Виталя Муха. "Бессонный мститель". Глава 1
Эта работа вызывает лёгкую оторопь. До конца не ясно, почему её помянули в предисловии выпуска как "выбор редакции". Есть две версии: это ранняя, ученическая работа возможно хорошего художника либо это безжалостная, утрированная пародия. Посмотрим дальше, как будет развиваться комикс.

Эмилиан Валев, Станимир Валев. "Голос Сатори"
Сюжет понимается не с первого раза - для этого читателю самому нужно быть одним из хакеров, о которых и идёт речь в сингле. Сюжет освободительной войны не нов, однако это свежий ход - восстание за свободу не чего иного, как мировой компьютерной сети. А хакеры представлены не иначе как героическими повстанцами. Оригинально, не правда ли?

Алексей Курятников. "Продукты горения"
Первое впечатление было никакое: обыкновенная бытовуха, два взрослых мужика стоят и смотрят на отвратительную семейную ссору... Слов нет...
Лишь на следующий день, перечитав снова, восхищаешься, что нет более оригинальной истории о "теории малых дел". Причем на примере химии и на прямом примере. Подумаешь, мусорка горит - но газами от горения городских отходов можно тяжело отравиться. Подумаешь, муж и жена ссорятся до рукоприкладства - но сын в следующий раз схватит что-нибудь потяжелее...
Из мелочей складывается что-то большое - добро или зло. Спасение или преступление, иногда оба в одном деле.
Честно говоря, это одна из лучших работ за всё время знакомства с русским комиксом. Трудно поверить, что автор абсурдных, гротескных "Нины", "Пети" и "Апчхи!" создал столь зрелую работу.

Алекс Ломакин. "Бирки"
Со стороны редакции благоразумно закончить выпуск именно такой лёгкой, небрежной пародией, завершив на позитивной ноте книжку.

В целом, по сборнику:
1. Редакция постаралась соблюсти разнообразие жанров, однако общее впечатление от сборника осталось - чернуха и бытовуха. Почти весь сборник об одном и том же, кажется. С другой стороны, творчество сёнен-авторов менее разнообразно, нежели сёдзё-авторов.
2. Порадовало, что онгоинги чередуются с синглами. Причем в сборнике есть несколько синглов одного и того же автора - что позволяет составить более широкое мнение о творчестве автора.
3. Из предыдущего пункта вытекает пожелание: почему бы не последовать примеру авторов "Голоса Сатори" и в работах указать год создания? Это можно делать как братья Валеевы - плавно и красиво врисовывать даты в графику:

Либо как Курятников - просто в начале или конце работы проставить дату.

Так можно проследить эволюцию авторов, особенно если они часто печатаются в альманахе. Или отсутствие эволюции, всякое бывает. А ещё бывает, что работы печатаются не в той последовательности, в которой они создаются.
4. За 10 выпусков альманаха назрело ещё одно пожелание: не печатать ранние, ученические работы каких бы ни было авторов. Как минимум, только с третьей работы.
Это касается как сериала, так и сингла. Первая работа - это копия, ученический этап, интересный только рисующим и учителям. С неё начинают - и её отправляют в стол, на память рисующим и в назидание. Вторая работа - начинают нарабатывать навыки, опыт, но предназначена ещё только для узкого круга коллег и наставников, для конструктивной критики (если автор готов к ней). А уж в третьей работе проявляется какой-то профиль автора, его индивидуальность - или посредственность. Повторюсь, это минимум. У некоторых только десятая работа может стать интересной, годной для печати - а до этого всё "первые", "вторые" этапы.
5. Очень вовремя редакция решила публиковать сразу две главы подряд одной работы. Если в предыдущем выпуске объединяли пролог с 1-й главой, то теперь сразу 1-ю и 2-ю главы, 2-ю и 3ю. Желательно и в дальнейшем печатать по две-три главы. Интересные работы пойдут целостнее, не будет ощущения чтения обрывками с большими перерывами, прерывистого, обрывающегося чтения. А неспешно развивающиеся комиксы так можно быстрее выложить, подгоняя действие и не дав читателю окончательно утратить интерес.
6. С прошлого раза выпуск завершается анонсом какой-либо работы из следующего выпуска. Неплохая идея завершить выпуск красивой картинкой с информацией по альманаху.

Выражаем благодарности:
Фабрике Комиксов - за упорное продолжение издания альманаха.
Редакции - за принцип разнообразия тем и размеров, а также за маленькие, но существенные новшества (например, замена финальных интервью на анонсы).
Авторам - за то, что развиваетесь, не так быстро, не так явно, но всё же развиваетесь потихоньку.

@темы: фабрика комиксов, русский комикс