10:10 

"Музыка Марии": вера в человечество не оправдана

Внешний вид манги великолепен - обложка и суперобложка не дублируют изображения друг друга, а сильно различаются. Поэтому обложка и суперобложка одного тома составляют единый дизайн. Но словно этого мало! Дизайн суперобложек первого и второго томов, если сложить их рядом, образуют целостную картину - с двух сторон!


Во втором томе есть два цветных листа, глянцевых, приятных на ощупь:


На всякий случай предупреждение тем, кто привык получать знания из средств массовой культуры - Книга Пирита из Бытия, упоминаемая в начале и конце манги, является чистой выдумкой. Её нет в Библии.

Графика старомодна и приятна на глаз. Хотя манга вышла в печать в 2001 году, художник еще соблюдает баланс между графикой и сюжетом в то время, когда уже намечается тенденция усложнять историю, делать её всё более и более интересной - за счёт отказа от детально прорисованной графики, за счёт её упрощения.


Автор блога "Бокура" назвал "Музыку Марии" bokura.ru/manga/reviews/russian_manga/5116.
Можно эту историю назвать еще грустной утопией. Потому что всеобщий мир и счастье в Пирите достигается не потому, что его жители такие замечательные люди. А из-за внешнего сдерживающего фактора. Даже первые главы, в которой изображен до приторности счастливый мир, упорно вызывают чувство присутствия чего-то страшного, печального. Может, это от того, что оберегающая мир Мария не живая, а механическая, искусственная?
В "Бокуре", кстати, высказано удивление, что в руднике работали и погибли маленькие дети, от четырех до восьми лет, вместе с взрослыми. С точки зрения Усамару Фуруя, автора манги, утопический не тот мир, где нет проблем, а тот, где все радостны и довольны, несмотря на детский труд в тяжелых условиях и прочие издержки полу-отсталого мира. Но этот же мир трогательно толерантный, не в пример современному. Удивительно!

В первом томе есть сильные связи с мировой художественной культурой. Полёт Пиппи в попытке привлечь внимание Кая от летающей механической Марии перекликается с древнегреческим мифом об Икаре, слишком высоко на своих крыльях поднявшемся к солнцу. А из-за имени и судьбы главного героя вспоминается сказка о Снежной Королеве. Кроме того, есть четкая связь с бажовским сказом "Каменный цветок" у истории соперничества Пиппи с Марией за Кая. В "Каменном цветке" Катерина тоже пытается отвоевать Данилу у Хозяйки Медной горы. Которая, кстати, подарила Даниле мастерство, совсем как Мария подарила Каю уникальные способности и судьбу.

Финал разрывающий, шокирующий. Причем шок усиливается с каждым финалом. Да, финалов не самом деле несколько - это финал глазами Кая, финал глазами Пиппи и наконец финал собственно объективный, глазами жителей Гиля. И читатель почувствовал бы себя одураченным, если бы не трагичный финал Кая и Пиппи.

Кажется преувеличением декларируемая в манге тесная связь между прогрессом и добром (якобы обратно пропорциональная, впрочем и прямой может быть). Пожалуй, это культурный миф - на самом деле человеческое желание убивать, мучить ради своих или высоких интересов было всегда, вне зависимости от наличия или развития технологий, прогресса. Ещё в первобытную эпоху, когда никаких технологий не было и в помине.
Так что не стоит обольщаться, нравственность или аморальность не является причиной или следствием научно-технического прогресса. Технологии - всего лишь орудия для исполнения злых, добрых или нейтральных замыслов.

@темы: манга, фабрика комиксов

URL
   

Масскультура, несущая свет

главная