Чем привлекателен сборник статей по сравнению с другими жанрами научно-популярной литературы? Чрезвычайной информативностью и широким, разнообразным раскрытием главной темы. "Сборная солянка", в которой разные авторы излагают разные точки зрения, помогает развивать навык смотреть на предмет обсуждения с разных ракурсов и, следовательно, развивать критическое мышление - столь необходимое в существовании в условиях противоречивой, зачастую лживой информационной лавины.

Часть 1

1) Манга и национальная художественная традиция
2) История становления термина "отаку"
Очень целесообразно начинать сборник с базовых статей, дающих ознакомление с основной теорией и наиболее частыми понятиями. Эти базовые знания нужны для понимания дальнейшего материала со всеми нюансами.
Очень важно, что автор первой статьи не придерживается какой-либо одной версии истории возникновения манги, коих много бродит в интернете - а рассматривает подробно каждую из основных существующих версий. И складывает из них целостную, гармоничную, непрерывную картину истории становления манги. Это очень важная способность для любого исследователя.
На странице 34 допускаются такие выражения как "к сожалению" и "забывая своё духовное наследие", противопоставляя эволюцию традиции в Японии революции с новшеством в России. Предаваясь сравнению несравнимых, да ещё оценке - легко утратить объективность. "Революционные преобразования", какую бы негативную коннотацию не имеют, - это тоже вариант развития, трагическими революционными прыжками, болезненно утрачивая устаревшее, ненужное. К тому же, оба варианта развития: и эволюция, и революция - присутствуют в одной культуре любой страны, в различном соотношении на протяжении истории.
Нет единственного правильного пути, по которому должна развиваться культура всех стран. Отживание устаревших элементов культуры - тоже часть развития культуры. И будем осторожны в восхищении чьим-либо "богатством традиций" и "восприимчивостью", и "внутренним стержнем" - мы не знаем, что взамен утратила эта культура.
В конце статьи очень приятно и неожиданно на примере Тэдзуки Осаму аргументированно выдвигается тезис о том, что успех - это результат не только таланта, трудолюбия, но и везения.

3) Готическая традиция в мангах "Хеллсинг" и "Темный дворецкий"
Это образцовая научно-просветительская и художественно-критическая статья. Вначале дается общекультурное значение термина "готика" и достаточная характеристика собственно "готического романа" - прежде чем перейти к анализу элементов готики в "Хеллсинге" и "Темном дворецком". Это позволяет читателю быть в теме в ходе чтения статьи.
Читатель может быть благодарен автору за пересказ "Хеллсинга" - не всякий захочет читать "порнографию насилия"(с.61).
В связи с этим стоит предупредить потенциальных читателей! Анализ произведения редко обходится без раскрытия его сюжета. Поэтому если планируете читать анализируемую мангу - прочтите её перед статьёй о ней.
На страницах 74-75 - два восхищенных абзаца о Гробовщике из "Темного дворецкого". Они не были бы лишними, если была бы добавлена ремарка о готическом злодее/герое, но в части об исторических аллюзиях немного неуместны)))

4) Герои манги так и не успели повзрослеть...
Это не научно-популярна статья, даже не критическое эссе - это просто публицистический текст, у которого цель очень простая. Высказать мнение автора.
Оно состоит в том, что автору не нравится массовая культура, конкретно манга, конкретно её важная компенсаторная функция. Без которой ни одному человеку всё равно не обойтись - не в культуре, так в религии, в творчестве или в других сферах. Даже если со стороны это выглядит как иллюзия вечного детства, эффект Питера Пэна.
На странице 89 странным образом противопоставляются термины "художественная литература" и "массовая культура". Массовая культура не бывает художественной? Или художественный - это только возвышенный, чистый, элитный, а не то, что использует художественные приёмы? А массовой литературы совсем не существует?
Далее: "Увы, массовое сознание не ждёт многослойного, как лук, героя" (с.90). Будем честны: человеческое сознание вообще не готово к чему-то многослойному, ни в культуре, ни в науке, ни в жизни совсем. Мозгу человека, вне зависимости от социального статуса и культурного, нужно что-то попроще, шаблоны, стереотипы, чтобы готово и переваривать не надо. Например, "массовая культура - это плохо и примитивно" .
Ещё одна деталь, вызывающая недоумение (с.90-91): истоки американского супергероя рассматриваются в политике США, их "имперских замашках", не учитывая американской системы ценностей, в которой высоко стоят индивидуализм и успех. Зато почему-то учитывается общественная подоплека в анализе японских супергероев. Исследование отличается непредвзятостью, а также строгим отбором фактов, аргументов качественно одинаковых, а не взятых из разных категорий, полей, фокус-групп.
Статья преподносит верную мысль - но неоднозначен её тон.

(Продолжение следует.)

@темы: фабрика комиксов, масскультура, манга