Это собрание комикс-историй в твердом переплёте и с замечательной плотной бумагой. Истории интересны как увлекающимся субкультурой косплея, так и не вовлечённым в неё.

Но автор словно не стал мудрить над особенной обложкой, а взял и вынес на неё обычный кадр. У Дэша Шоу специфическая графика, которую нельзя назвать гламурной. «У нас с Энни есть целый год между школой и колледжем» (с.11) – юные девушки изображены тётками среднего возраста. Может, это стиль такой у автора, что все персонажи изображены заплывшими обывателями неопределённого возраста. Это создаёт контраст между тем, что косплеят, и теми, кто косплеит.
Весь комикс цветной. Вообще, знакомство с несколькими американскими комиксами создаёт впечатление, что в них цвет и сюжет доминирует над рисунком.
Энни и Верти – косплееры старой гвардии. Которые ценят индивидуальность изображающего, его несходство с изображаемым. Тогда как сегодня в мировом косплее модно точное сходство косплеера с персонажем, вплоть до абсолютной копии.

«Косплееры» - это ода самому живописному ритуалу фэндома» - гласит аннотация. Не совсем. Суть оды как жанра – это идеализация воспеваемого. Дэш Шоу любуется косплеерами, но не идеализирует их. Они не лучше других, обычных людей. Автор честно показывает, что косплей не всегда совмещается с социальным успехом. Год между школой и колледжем Энни и Верти растягивают на несколько лет подработок и видеокосплея (а может, и на всю жизнь).
Бен Бакстер – тяжёлый случай. Никому не нужный фанат Тэдзуки Осаму питается на помойке и писает в кустах после своей лекции, потому что не может справить нужду в общественном туалете.
Кого точно идеализирует автор, это родителей Энни и Верти. Они с пониманием относятся к их увлечению и даже финансово им помогают. В реальности родители косплееров часто против того, чтобы громоздкое хобби наносило ущерб социальной самореализации детей – образованию, карьере, семье.

Сон Бакстера про юношу, который выбирает между комиксом и зонтом, между желаемым и нужным товарами – один из двух самых пронзительных моментов в «Косплеерах». Второй момент – это когда после аниме-фестиваля Верти заглядывает на выставку лоскутных одеял. Случайно? Любопытство зеваки? Или ей действительно интересно? Две страницы, ни одного слова.

«Ещё я должен поблагодарить… - стандартные благодарности неожиданно завершаются. - Плюс слегка извиниться перед Дэниэлом Клоузом». Его «Призрачный мир» ранее был выпущен тем же издательством, что и «Косплееры». Между ними есть сходство в стиле рисовки, в композиции: набор историй о двух девушках, которые берут годовые каникулы перед поступлением в колледж, тратят время на злословие и никуда в итоге не поступают.
Только эскапизм различается. Энид и Бекки бегут от реальности в никуда, прикрывшись голыми сплетнями. Энни и Верти уходят в творчество с головой. Поэтому «Призрачный мир» заканчивается не трагично, но грустно. А «Косплееры» оставляют светлое ощущение после прочтения.

@темы: фабрика комиксов западный комикс